Государственное учреждение культуры Ярославской области "Ярославская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих"

Ярославская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих

Ярославская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих

Адрес библиотеки:

г.Ярославль, ул. Рыбинская, 53/38

тел.(4852) 200 402

(4852) 486 268

Наши контакты

Режим работы:

Понедельник, среда: с 9.00 до 17.00 час.

Вторник, четверг: с 9.00 до 20.00 час.

Пятница, суббота: с 9.00 до 16.00 час.

Воскресенье - выходной


Яндекс.Метрика
Счетчик посетителей

6+

Главная О библиотеке Валяева, Творчество против немощи

Е.А. Валяева,
директор ЯОСБ

ТВОРЧЕСТВО ПРОТИВ НЕМОЩИ

В Ярославле есть 4 областные библио­теки - научная (ЯОУНБ им. Н.А. Некрасова), детская (ЯОДБ им. И.А. Крылова), юноше­ская (ЯОЮБ им. А.А. Суркова) и для слепых (ЯОБС). Уже из названий очевидна специфи­ка работы каждой библиотеки.

Специальная библиотека для обслужи­вания инвалидов по зрению была создана в 1954 году. Первоначально читателями биб­лиотеки были только незрячие. Со временем круг читателей расширялся - в библиотеку могли записаться инвалиды по зрению, члены их семей и специалисты, работающие с этой категорией граждан. Сейчас услугами биб­лиотеки для слепых могут пользоваться инва­лиды с разными заболеваниями, члены их се­мей и специалисты.

На сегодняшний день библиотека для слепых самое демократичное учреждение культуры, библиотека своим читателям все услуги оказывает бесплатно. А перечень услуг очень большой, кроме традиционного обслу­живания (абонемент и читальный зал / зал громкого чтения). Областная библиотека для слепых, единственная в области, имеет на­домный абонемент, т. е. читателям могут при­везти книги на дом или отправить по почте, если читатель проживает в других населённых пунктах области. Наши пользователи могут получить нужную информацию по телефону (новости, прогнозы, программы передач и др.). Незрячие и слабовидящие читатели в библиотеке могут воспользоваться автомати­зированным рабочим местом незрячего поль­зователя, оборудованным специальной ком­пьютерной техникой - «читающей машиной», брайлевским дисплеем, электронной лупой.

Специалист библиотеки проводит занятия по ознакомлению незрячих с компьютерной гра­мотой. В любое время психолог библиотеки готов оказать квалифицированную- помощь посетителям (как читателям, так и их родст­венникам) - побеседовать, провести индиви­дуальные консультации или коллективные занятия. В библиотеке ведётся большая рабо­та по психологическому сопровождению се­мей, где есть дети - инвалиды, проводятся занятия - тренинги с родителями и разви­вающие занятия с детьми. У методиста и тиф­лобиблиографа готовы подборки, рекоменда­ции и разработки на разные случаи жизни. Таким образом, библиотека старается чутко и оперативно реагировать на потребности своих особых читателей.

Ярославская областная библиотека для слепых с 2002 года небольшим тиражом изда­ёт литературно - художественный и социаль­но - общественный журнал «Солнце продол­жает светить». Журнал основан по инициати­ве библиотечного Совета.

Основной задачей является предоставление инвалидам по зре­нию возможности делиться на страницах журнала своими воспоминаниями, опытом; публиковать свои стихи, рассказы и т. п., од­ним словом, «самовыражаться». Читатели на страницах журнала общаются между собой, обмениваются впечатлениями, дают друг другу советы, получают информацию и комментарии Правления ВОС.

Журнал выходит 2 раза в год в плоскопечатном формате (для зрячих и слабовидящих) и в «говорящем» варианте, на аудиокассетах. Круг его авторов невелик, но постоянен. Специфичность издания определяется рядом психофизиологических особенностей авторов - любителей и в то же время читателей. С одной стороны, доступность печататься позволяет любому читателю - инвалиду стать автором; с другой, критичность оценки материала, завышенная самокритичность, замкнутость, страх останавливают многих активистов библиотеки, намеревающихся публико- ваться.

Общественная редакция журнала, в которую входят работники библиотеки и самые активные читатели, изучая представленный для издания материал, решают очень сложную психологическую задачу.

Авторами очень болезненно воспринимается любая критика. Основной принцип отбора материала определяется не художественными достоинствами, а тем, что и для чего выражает автор. Главной идеей журнала является формирование желания сделать хотя бы маленький шаг к слиянию незрячих людей с миром, показать разнообразие направлений пути каждого человека для осязания многообразия жизни.

Эта мысль выражена в басне одного из читателей библиотеки:

 Лежит под деревом бревно и, глядя вновь тоскливо,

Вдруг молвит дереву оно: «Как жизнь к тебе несправедлива!

Я на тебя смотрю давно - то гнут те­бя нещадно грозы,

То солнце жаркое печёт, то мучают лютые морозы.

А я лежу в тени забора, ничьих не при­влекая взоров,

Хоть дождь, хоть зной —мне ВСЕ РАВНО.

Я радуюсь, что я - бревно».

И дерево в ответ шумело: «Ты свою мысль развить сумело.

Да, правда, Ты всегда в покое, мороз тебя не беспокоит,

И шквал не рвёт твою листву, но Ты —

 гниёшь! А Я - живу!»

Мораль сей басни всем пора открыть —

 Коль будешь двигаться, то будешь жить!

 

Как уже говорилось, все авторы - инвалиды по зрению.

Среди причин слепоты авторов журнала можно выделить следующие:

-  врождённая патология зрения;

-  приобретённая в результате непосредствен­но заболевания глаз;

-  приобретённая в результате травмы глаз;

-  приобретённая в результате осложнения на глаза после перенесённого заболевания.

К авторам с врождённой патологией зрения можно отнести только одного. Он име­ет очень слабое остаточное зрение. Являясь большим любителем классической музыки, много очерков посвящал именно этой теме. Обладая удивительной памятью на даты, цифры, имена и будучи сотрудником библио­теки для слепых с момента её возникновения, на страницах журнала рассказывал об истории библиотеки, о своих коллегах, которые когда - либо (даже очень короткий период) работали в коллективе. Собирая информацию из раз­ных источников (радио, газеты, журналы, книги, телевидение), сообщал её читателям журнала в виде очерков об известных и не очень известных, но интересных людях.

Ещё одна группа объединяет 4-х авто­ров. Все они имеют различные по сложности, приобретённые, не прогрессирующие на про­тяжении многих лет заболевания глаз.

Но внутри этой группы можно выделить двоих: как и у всех из этой группы, у них бы­ло стабильное остаточное зрение, которого они теперь лишены.

В 2000 г. один из них перенёс инфекци­онное заболевание, приведшее к тотальной слепоте. Он готовит для журнала информаци­онные сообщения, рассказывает о заседаниях Правления ВОС, достаточно подробно ин­формирует читателей журнала о работе и панах Общества слепых на будущее.

В творчестве второго автора, который тоже внезапно, после инфекционной болезни, тотально ослеп в 1994 году, много безысходности. Многие из рассказов приходилось возвращать ему из-за чрезмерной мрачности. В 2005 году он умер.

Следующего автора этой группы отличает явная критичная социальная направленность в содержании произведений.

Ещё один автор. По своим убеждениям полная противоположность предыдущему. Он очень разнообразен в жанрах - и стихи, и проза, и очерки. Тематика его произведений широка - очерки об искусстве, рассказы о вы­ставках, о Великой Отечественной войне (и фронт, и тыл), о людях, о городах, о горах, о музыке и музыкантах, стихи о любви, о жен­щинах, о цветах, о Родине; перевод «Слова о полку Игореве» со старославянского языка.

Приведу фрагмент самого начала «Слова...»:

Не стоит нам повествование, братья, на прежний лад вести 

О том, как русичей страдание постигло с Игорем в пути.

Начнём же о делах прискорбных песнь не хвалебным языком,

А по следам событий спорных изложим драму прямиком...

Следующая группа авторов состоит из 5 человек. Все они потеряли зрение из-за трав­мы глаз.

Два автора из этой группы тотально ос­лепли в результате производственных травм. Один из них живёт в Угличе. Все его произ­ведения посвящены краеведению, рассказы­вают об истории Углича, его улиц, церквей, строительстве, промышленности. В своих рас­сказах он приводит планы города с 1832 года, фотографии строек.

Другой, имея высшее юридическое об­разование, несмотря на инвалидность, про­должает расширять свои знания по юриспру­денции. На страницах журнала в очень дос­тупной форме консультирует читателей, ком­ментирует, поясняет законы об инвалидах.

Есть авторы (3 человека), тотальная слепота которых вызвана ранениями во время военных действий. Двое из них были тяжело ранены на Великой Отечественной войне, один получил ранение и ожог лица в Афгани­стане.

Первые двое пишут стихи, причём один их них больше отдаёт предпочтение басням. Соответственно, в его творчестве больше сар­казма.

Второй в своих стихах поднимает про­блемы экологии, истории, отсутствия взаимо­понимания в обществе в целом (по его мне­нию) и между отдельными людьми. В его стихах «между строк» можно увидеть глубо­кое душевное одиночество.

Стихотворение «Белая трость»:

 Легко, по знакомой дорожке подружки в вагон забежали.

Меня, как всегда, на подножке к какой-то старушке прижали.

И даже никто не заметил в руке моей тросточку белую...

Скажите, какое на свете до деда незря­чего дело им?

Третий автор, самый молодой из этой группы, живёт в Гаврилов - Яме, имеет сад и пасеку. У него - коротенькие рассказы о при­роде, о путешествиях, о животном мире. В них много доброты, они познавательны; автор ненавязчиво даёт практические советы о саде-огороде, о здоровье.

Последняя группа состоит из одного ав­тора - инвалида с детства. Она абсолютно слепая, но её слепота является осложнением после заболевания, перенесенного в очень раннем возрасте. Творчество поэтессы адре­совано людям любого возраста. Являясь очень общительной оптимисткой, она имеет огром­ное количество друзей, от малышей до стари­ков. В её стихах не найдёшь уныния, очень редко - грусть, размышления. Её творчество ярко, образно, весело.

В убранство земли, разодетой по-летнему,

Поправки свои внесены сентябрём,

В зелёной листве золотые отметины,

А в травах блестит по утрам серебро...

Тематика её стихов разнообразна: при­рода, дружба, семья, школа и т. д.; нет в её стихах только любовной лирики. Несколько сборников её стихов вышли отдельными из­даниями.

Существенной для понимания рассмат­риваемой социокультурной проблемы являет­ся возрастная градация читателей - авторов. Возраст наших авторов колеблется от 1921 до 1963 годов рождения.

К старшей возрастной группе авторов можно отнести двоих. На их долю выпала Ве­ликая Отечественная война. Оба они получи­ли ранения, в результате которых абсолютно потеряли зрение в возрасте 22 - 23 года.

В их произведениях можно почувство­вать боль и обиду на общество. Разница меж­ду ними в том, что один говорит об этом спо­койно, а другой с сарказмом и как бы упрека­ет читателя в равнодушии и бездействии.

Все старые зубы оставил в ГУЛаге,

 а новые вставить сумеет ли он?

Все льготы теперь на газетной бумаге...

Следующая возрастная группа объеди­няет троих. Они потеряли зрение в возрасте старше 55 лет. Очевидно, что в своих произ­ведениях эти авторы в большей степени вспоминают, отражают те годы, когда они были ещё здоровы. Каждый делает это по- своему. Современность воспринимают, есте­ственно, по-разному.

Один пытается это сделать максимально объективно, описывая и положительные и отрицательные стороны того или иного исторического момента. Другой - в прошлом видит только хорошее, современностью крайне не­доволен.

Эй, вы там, господа депутаты! На моторном рабочие бесятся,

Потому что сидят без зарплаты вот уже несколько месяцев...

Третий - чаще иронизирует над про­шлым, в текстах, как в стихах, так и в прозе, всегда есть глубокий смысл. Даже в произве­дениях о Великой Отечественной войне он находит место для шутки или иронии. Кроме этого, важное место в его творчестве занимает женщина. И здесь уже почти нет иронии, зато много любви, уважения, восхищения как в стихах, так и в прозаических произведениях. Любит жизнь в любых её проявлениях.

...Сближаясь на уступах гор с пространственной Вселенной,

Надеются решиться спор душой самозабвенной.

Но к этому нелёгок путь, он весь преодоление -

Через себя перешагнуть, избавясь от смятения,

Достичь понятий осознания различий вечного с невечным,

Желать себе освобождения в движении — конечным.

И шесть необходимых черт помогут во спасение:

Спокойствию отдать обет, развить в себе терпение,

Умеренность во всех делах, поклон сосредоточию

И вера, как одно из благ всё в Ведах есть воочию.

Тогда приходит понимание сквозь умудрённости веков.

Что только мира созидание освобождает от оков.

Далее я выделяю возрастную группу, в которую входят два удивительных человека (1934 и 1938 г. р.). Оба с раннего детства яв­ляются инвалидами по зрению. Одна тотально слепая, другой - со слабым остаточным зре­нием. Оба вложили огромное количество сил в самообразование, обладают широким круго­зором. В их творчестве очень мало грусти, они радуются каждому дню жизни и всегда готовы поделиться своей радостью.

...Но если вы в поле встречали рассвет, и дали кому-то полезный совет,

Ласкали ребёнка, сажали цветы, и путнику подали кружку воды,

И песни сложили, построили дом, успехов добились упорным трудом - Так значит, недаром вам выпало жить, о чём-то жалеть и зачем-то тужить.

...Наступит зима, холодна и бела, но ей не засыпать благие дела.

Теперь автор 1944 года рождения. Он тотально потерял зрение в 50 лет. Можно предположить, что в межличностных отноше­ниях в семье тоже произошла какая-то траге­дия. В его рассказах присутствуют темы лжи, измены, предательства, подлости. Этими от­рицательными качествами у него наделены женщины и «друзья». В его произведениях практически отсутствует вера в любовь, дружбу, доброту и порядочность.

Следующая возрастная группа - 1954 г. и 1958 г. рождения. В неё входят автор, то­тально ослепший в 31 год, и автор со слабым остаточным зрением с 21 года. Они прораба­тывают законы, постановления и др. норма­тивную информацию, связанную с жизнью инвалидов. В доступной форме, через журнал, доводят её до сведения читателей - инвали­дов, комментируя и поясняя.

Отдельно выделяю самого молодого ав­тора - 1963 года рождения. Его рассказы за­ряжают оптимизмом, жаждой деятельной жизни. Ослепнув в 19 лет, он сохраняет юно­шеский задор и сейчас.

Большое значение имеет деление авто­ров - читателей по уровню образования.

В Ярославле и области не было и до сей поры нет образовательного учреждения, где тотально слепые могут получить базовое об­разование. Общество слепых построило в Гаврилов - Яме интернат, но из-за отсутствия специалистов там обучаются дети с остаточ­ным зрением. В Ярославле есть вечерняя кор­рекционная школа, в которой обучаются вме­сте и слабовидящие дети, и дети с умствен­ными отклонениями. Для тотально слепых детей возможно обучение в Костромском ин­тернате или на дому силами родителей и пре­подавателей - энтузиастов. Взрослых ослеп­ших направляют для реабилитационного обу­чения в Волоколамск.

Инвалиды по зрению, как правило, об­ладают удивительной слуховой памятью. Природа компенсирует потерю зрения други­ми возможностями - они «видят» ушами, ру­ками, душой и сердцем. Это значительно по­могает обучаться.

По образованию авторов можно услов­но разделить на 3 группы.

К первой я отношу единственную жен­щину - автора. Отец её был преподавателем математики, мать - учителем русского языка и литературы. Благодаря им она получила хо­рошее домашнее образование. Ещё у неё были две старшие сестры, которые тоже принимали активное участие в жизни и общем развитии сестры - инвалида. Она умеет ценить внима­ние и заботу, очень гостеприимна. Её душа, как и её дом, всегда открыты для друзей. Свои стихи она пишет и для детей, и для взрослых, даже решила попробовать создать трёхстишия на манер хокку. Строго говоря, японские парамет­ры (5-7-5 из 17 слогов) здесь не выдержаны, на­звать стихи хокку в полном смысле нельзя, но от этого они хуже не стали и не потеряли смыс­ла. Пусть они будут подражанием японской по­эзии XVII века, а уж оценить её «русские хокку» - дело читателей. В любом смысле похвально, что автор ищет что-то новое, познаёт мир.

 Если ты мудр, человек

Сумеешь вполне насладиться

Радостью бытия

Вторая группа тоже включает одного автора. У него образование - 8 классов. Поте­рял зрение в 22 года на войне, был заключён­ным ГУЛага, учился у людей, которые нахо­дились рядом. Его творчество (пишет стихи) не содержит жалоб или сожаления, ему при­сущи чувство одиночества и критический взгляд на жизнь без предложения вариантов решения проблем.

... Сколько раз сообщалось с тревогой, что до цели всё ближе и ближе,

А готовая к жизни дорога опускалась в болотную жижу.

Сумасброды двадцатого века, ведь природой нельзя пренебречь,

Потому, что дана человеку для того, чтобы свято беречь.

Третья, самая большая группа авторов, имеет высшее образование. Из них: 3 - техни­ческое, 2 - педагогическое, 2 - юридическое, 1 - библиотечное, 1 - экономическое.

Анализ текстов показывает, что авторы с техническим и экономическим образовани­ем более пессимистичны и критичны, в срав­нении с педагогами, юристами и библиотека­рем.

Педагог, юрист и библиотекарь - гума­нитарии, описывая природу, искусство, исто­рию и др., вызывают позитивные чувства и эмоции.

Все пишущие авторы являются актив­ными читателями библиотеки. С регулярно­стью 1-1,5 раза в месяц берут книги для чте­ния. Рассмотрим круг их интересов.

Только одна из авторов владеет азбукой Брайля и читает книги рельефно – точечного шрифта. Все остальные предпочитают читать «говорящие» книги, и двое из них с 2006 года перешли к чтению книг на электронных носи­телях.

Один из авторов умер в 2005 году. Его читательский интерес был ограничен книгами зарубежных авторов, фантастикой и мисти­кой; неудовлетворённость реальностью в жизни уводила в нереальный мир при чтении.

Другой читатель - автор часто приходит в библиотеку, знакомится с тематическими подборками, всегда в курсе общественных новостей, берёт в библиотеке не только «го­ворящие» книги для себя, но и плоско­печатную литературу для членов своей семьи. Круг чтения этого читателя - автора не отли­чается от круга чтения образованного, разно­стороннего человека мужского пола - это ис­торические романы, детективы. Читает много периодики, информацию из которой исполь­зует для написания своих статей.

Читатель, который интересуется обще­ственно - политической, исторической, воен­ной, мемуарной литературой, отдаёт предпоч­тение изданиям до 1990 года. Эмоционально погружая себя при таком чтении во «вчераш­ний» день, он пытается восстановить его в своих произведениях, ещё и ещё показывая, как «вчера было лучше, чем сегодня».

Следующий читатель - автор отдаёт предпочтение романам о Сибири и деревне, причём книги Черкасова и Москвитиной «Чёрный тополь», «Хмель» и «Конь рыжий» перечитывал дважды. Очевидно, чтение книг о сильных, трудолюбивых, независимых лю­дях придаёт ему сил справляться с личным одиночеством, которое отражается в его твор­честве.

У читателя, отслеживающего все лите­ратурные новинки, в «обязательном» чтении «говорящие» журналы «Литературный вест­ник», «Эпоха» и др. Он старается быть в кур­се всех литературных событий, знает лауреа­тов литературных премий, следит за их твор­чеством. Наблюдая за ним и беседуя с ним, я пришла к выводу, что современная литерату­ра, современные авторы, не все, конечно, бес­церемонно пересматривающие духовные цен­ности, меняющие принципы и ориентиры, тем самым «сводят на нет» боевой и трудовой подвиг людей старшего поколения. Именно это и подтолкнуло нашего автора начать пи­сать, рассказать свою правду, защитить свои дела и ценности.

Логику в выборе литературы активны­ми читателями с разносторонними интереса­ми проследить сложно как по отраслям зна­ний, так и по содержанию. В большинстве случаев выбор книг делается по рекоменда­ции знакомого, библиотекаря, по информа­ции, услышанной по радио, телевидению. Чи­тают много.

Обширные читательские интересы в чтении у разносторонних активных читателей определяет соответствующую связь с их творчеством, которое также разнообразно по содержанию. Двое из них пишут в разных жанрах.

Мотивация творчества наших авторов различна, как и стимулы, заставляющие раз­виваться и реализовываться.

У кого-то - это желание выговориться, выплакаться, разделить с другими свою боль; у кого-то - желание помочь людям с такими же проблемами, поделиться своим жизнен­ным опытом; кто-то рассказывает об увиден­ном и услышанном, о пережитом; кто-то до­казывает себе и другим, как прекрасна и доро­га ЖИЗНЬ.

Крайности, которые можно встретить в стихах и в прозе у авторов журнала, вполне объяснимы, и что удивительно - краски вооб­ражаемого мира, как и краски воспоминаний инвалидов ярче, чем у иного зрячего, ощуще­ния и чувства обострены до боли и крика. Главное в этом творчестве - не художествен­ная ценность произведений, а ценность обще­ния, стремление помочь найти себя в новом качестве, поддержать друг друга, занять ак­тивную жизненную позицию, пересмотрев и переосмыслив цену жизни.

В творчестве инвалидов можно увидеть и силу духа, и мужество людей, которые жи­вут как бы в параллельном с обычными людьми мире. С сожалением надо признать, что многие из нас не знают, как себя вести с инвалидами, и поэтому стараются не замечать их. Журнал «Солнце продолжает светить» призывает увидеть этих людей, отнестись с пониманием к их проблемам и стремлению преодолеть ими самих себя.

журнал «Ярославский педагогический вестник»
2007 г. , № 4

 

 

 
 
Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам