Государственное учреждение культуры Ярославской области "Ярославская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих"

Ярославская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих

Ярославская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих

Адрес библиотеки:

г.Ярославль, ул. Рыбинская, 53/38

тел.(4852) 200 402

(4852) 486 268

Наши контакты

Режим работы:

Понедельник, среда: с 9.00 до 17.00 час.

Вторник, четверг: с 9.00 до 20.00 час.

Пятница, суббота: с 9.00 до 16.00 час.

Воскресенье - выходной


Яндекс.Метрика
Счетчик посетителей

6+

Главная
5. Загадки племени меря

 

Загадки племени меря

 

Река времён в своём стремленьи

Уносит все дела людей

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей.

А если что и остаётся

Чрез звуки лиры и трубы,

То вечности жерлом пожрётся

И общей не уйдёт судьбы.

 

Гавриил Романович Державин

 

 

Волгу мы привыкли называть великой русской рекой, подсознательно полагая, что русские жили на её берегах всегда. Но так ли это?

В одиннадцатом веке путешественнику, пожелавшему проплыть по Волге от истока до устья, пришлось бы пересечь семь стран. Среди них Хазария в устье и Булгария в среднем течении. Русских там практически не было. На территории современной Ярославской области в эту пору славяне уже жили. Однако их нельзя было назвать аборигенами. Практически все историки сходятся во мнении, что первые славяне поселились на верхней Волге не раньше седьмого века, придя сюда из Новгородских и Приднепровских земель. А между тем места эти не были пустынными. Люди начали селиться здесь аж за пять тысяч лет до нашей эры. Так кто же жил в верховьях Волги перед появлением славян?

В рукописных хрониках шестого века, принадлежащих перу готского историографа Иордана, впервые встречается упоминание о представителях крупного племени меря, населявших часть территории нынешней Владимирской, Ивановской, Ярославской, Костромской и Московской областей. Меря имели финно-угорские корни. Первое упоминание об этом племени в русских летописях относятся к 859 году, когда мерю обложили данью варяги. А к середине шестнадцатого века упоминание об этом народе встречается в последний раз.

Может быть мерю истребили славяне? Определённо, нет. Согласно изысканиям Василия Ключевского, славяне земли у мерян не завоёвывали. Между ними изначально сложились мирные и взаимовыгодные отношения. Славяне к тому времени представляли собой хорошо организованное в социально-экономическом и военном отношении племя, по уровню развития несколько опережавшее меря. Меряне, позволив славянам селиться рядом
с собой на пустующих землях, взамен получили от пришельцев защиту от неприятелей. Более того, они вместе участвовали в военных кампаниях. Например, в 882 году меря вместе с князем Олегом участвовали в военных походах на Смоленск, Киев и Любеч. Меряне, не испытывая к себе негативного отношения, постепенно интегрировались в более многочисленное пришлое племя, становясь частью славянского мира.

Однако ничто не бывает вечным. Однажды пришёл конец и миру между славянами и мерянами. Всё началось с крещения Руси. Русские перешли в новую веру, а меряне не спешили расстаться со своей старой языческой верой. Были даже случаи, когда меряне убивали подсылаемых к ним христианских священников. Это спровоцировало некоторое размежевание между народами.

Впрочем, в начале вражды не было. Меряне в основном терпимо относились
к вероисповеданию русских. Некоторая часть мерян и вовсе перешла в христианство. А часть русских в свою очередь вместе с мерянами
с удовольствием участвовала в отправлении мерянских языческих обрядов.

Всё резко изменилось в тысяча двадцать четвёртом году. Тогда на верхней Волге случилась сильная засуха, сопровождавшаяся суховеями, а затем ударили ранние морозы. Жрецы племени меря, убедили своих сородичей, что причина этих природных катаклизмов кроется в отказе от идолопоклонничества, и такое положение вещей будет продолжаться до тех пор, пока они не откажутся от христианства и не вернутся к своим религиозным истокам. Вспыхнувшее на этой почве восстание меря достаточно быстро было подавлено войсками Ярослава Мудрого, приказавшего отправить зачинщиков смуты в изгнание.

В этот самый период произошло разделение меря на три группы: первая - приняв крещение, осталась на насиженных местах. Они со временем окончательно ассимилировались с Русскими.

Вторая группа отправилась на территории северней Волги, а третья –
в поисках лучшей доли ушла в районы южней Волги.

Учёные до сих пор не пришли к единому мнению о том, как же сложилась судьба мерян из южной группы. Одни считают, что они стали основой нового народа, который мы сейчас называем Марийцами. Другие учёные полагают, что Марийцы, как народ, уже были к этому времени, а пришлые Меряне добровольно ассимилировались с родственным народом. Приверженцы этой версии в качестве доказательства предлагают пройтись по марийским сёлам. Среди Марийцев есть люди и со смуглой кожей, и узким разрезом глаз, и со светлой кожей и голубыми глазами. Вот голубоглазые, де, и являются потомками пришлых мерян.

Доказательство неубедительное, и вот почему. Дело в том, что меряне из южной группы могли слиться не только с марийцами, но и с родственными для них народами – удмуртами или мордвой. В языках всех этих народов «мюри» значит – человек. Лингвисты, кстати, полагают, что название «меря» - производное от того же слова. Как бы то ни было, историки не располагают никакими хоть сколь-нибудь убедительными данными, о судьбе южной группы мерян.

А вот относительно северной группы есть некоторые исторические свидетельства. Меря, ушедшие с Верхней Волги на север, в конечном счёте, не сумев противостоять натиску Русских, были вынуждены эмигрировать на восток. В итоге, в районе реки Ветлуга, они объединились с Марийцами
и больше уже не расставались. Этот факт не вызывает споров среди историков. Скорее всего, голубоглазые Марийцы – потомки северных меря.

Меряне очень ревностно относились к своей вере и марийцы, судя по всему, унаследовали от них крепость языческой веры. В любом народе есть приверженцы языческих культов, но их относительная численность чрезвычайно мала. И только в Марий-Эл язычество поддерживается на государственном уровне. В 1991 г. республиканским парламентом был принят закон «Об охране и рациональном использовании окружающей природной среды», статья 55 этого закона гласит, что отныне «религиозно-культурные зоны», то есть священные рощи, берутся под охрану государства. Надо сказать, что священных рощ в Марий Эл сохранилось немало.

Характер марийской веры не смогло изменить и православие. Наличие большого числа марийцев-двоеверов не меняет языческое мировосприятие, потому что православие, наслаиваясь на языческое сознание марийцев,
не трансформирует систему их культов, а лишь дает материал для дополнительной языческой интерпретации. Так что называющие марийцев последним европейским языческим народом, пожалуй, не сильно грешат против истины.

О религии и языческих обрядах мерян историки знают немного. Особенно живуч в веках оказался культ синих камней, которые были принесены
на территорию Владимирской Руси ледниками. Самым почитаемым из них был и остаётся Синий камень, находящийся на берегу Плещеева озера в шести километрах от Переславля Залесского. Давным-давно у этого камня меряне,
а позже и русские, оставшиеся верными язычеству, устраивали игрища и празднества. Много веков христианская церковь боролась с почитанием Синего камня, да только безуспешно.

Люди приходят сюда и поныне, надеясь на исцеление и покровительство древних духов рода и земли. Дельцы сейчас активно подогревают интерес людей к этому камню, привлекая их рассказами о его необычных свойствах и трагической судьбе, подчас являющимися сказками для доверчивых простаков. Там даже создали туристическую зону «Синь Камень». Также неподалёку имеется одноимённая туристическая база.

А судьба у этого камня действительно необычная. Его закапывали, а он вновь вырастал из земли. Его топили в озере, а он вновь выбирался на берег. Ныне он по непонятным причинам уходит в землю. Сорок лет назад этот камень был
в человеческий рост, а сейчас его высота только по колено.

Но даже если этот нерукотворный исторический памятник однажды вовсе уйдёт под землю, останется много других свидетельств, напоминающих
о племени Меря. К наследию мерян лингвисты относят русские взаимоусиливающие слова, жить-поживать, жив-здоров, и знаменитое сказочное жили-были. А ещё нам в наследство достались географические названия, имеющие в основе мерянские корни. В их числе города Вологда и Нерехта, реки Ветлуга и Нерль. По одной из версий, происхождению столицы России мы тоже обязаны племени Меря. Отстаивающие эту версию утверждают, что топоним Москва происходит от мерянского слова «моска», по-русски конопля. Оказывается, в древности, вокруг столицы возделывали конопляные поля, урожай которых шёл на изготовление пеньки, необходимой для шитья одежды и тары.

Так что будет жить память о племени меря пока существуют русские,
пока живёт Россия.

 
 
Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам