Государственное учреждение культуры Ярославской области "Ярославская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих"

Ярославская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих

Ярославская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих

Адрес библиотеки:

г.Ярославль, ул. Рыбинская, 53/38

тел.(4852) 200 402

(4852) 486 268

Наши контакты

Режим работы:

Понедельник, среда: с 9.00 до 17.00 час.

Вторник, четверг: с 9.00 до 20.00 час.

Пятница, суббота: с 9.00 до 16.00 час.

Воскресенье - выходной


Опрос

Мне интересно на сайте...
 
Яндекс.Метрика
Счетчик посетителей

6+

 

специалистам

специалистам1

специалистам2

metod

такой разный новый год

Календарь знаменательных событий

Главная Профессионалам
Заметка о проведении и организации инклюзивной онлайн-игры 22 апреля 2022 года
Заметка о проведении и организации инклюзивной онлайн-игры 22 апреля 2022 года

Под воздействием цифровых технологий происходит трансформация таких традиционных общественных институтов, какими являются библиотеки. Переосмысливаются принципы организации доступного библиотечного пространства, методы библиотечно-информационной деятельности, ресурсного обеспечения библиотечных фондов, способы коммуникации между библиотекарем и пользователями с ОВЗ.

Особую популярность приобретает работа библиотек в онлайн-режиме: активно пополняется контент библиотечных сайтов и социальных сетей различными  публикациями, библиографическими обзорами, презентациями книг, выставками творческих работ читателей, подкастами, а а также проводятся онлайн-мероприятиями.

Онлайн-мероприятия — это формат проведения событий, где участники физически не присутствуют на площадке, а подключаются к мероприятию удаленно. Соответственно, всё взаимодействие с ними происходит только в сети.

Нужно понимать, что онлайн-мероприятия — это не новый формат вещания или коммуникации с читателями. Этот формат уже давно распространен, от государственных СМИ (телемосты или открытые выступления политических деятелей) до развлекательной и игровой сферы (твич-стримеры и киберспортивные мероприятия). Лидеры мнений в социальных сетях также давно знакомы и успешно используют формат онлайн-мероприятий для своих задач. Такой широкий спектр применения говорит о том, что уже давно существуют различные инструменты и наработанные сценарии по привлечению и взаимодействию со зрителем. Остается только адаптировать их под необходимый сегмент и утвердить классификацию форматов.

Ярославская областная специальная библиотека готова поделиться опытом проведения одного из интересных онлайн-мероприятий.

22 апреля 2022 года в рамках акции «Библионочь» состоялась межрегиональная инклюзивная интеллектуальная онлайн-игра «Познай Россию сквозь таинство книжных страниц». Участниками игры стали инклюзивные команды по 6 человек из числа здоровых читателей и читателей, имеющих ограниченные возможности здоровья или инвалидность разных нозологий, ГУК ЯО «Ярославская областная специальная библиотека»,  ГБУК г. Москвы «ЦБС ЗАО» (Детская библиотека № 212), БУК ВО «Вологодская областная универсальная научная библиотека» (Библиотечно-информационный юношеский центр им. В.Ф. Тендрякова) и ГБУК АО «Архангельская областная специальная библиотека для слепых».

Игра прошла в формате  соревнования между командами разных возрастных категорий: дети, молодёжь  и взрослые.

Игра включала в себя 20 вопросов по теме культурного наследия народов России. Использовались следующие типы вопросов:

– простые вопросы,

– вопросы, требующие развёрнутый ответ,

– логические задачи,

–  вопрос-аукцион

–  «вопросы от…»

– вопрос, требующий работы с книгой

– «черный ящик».

Наиболее интересным вопросом из типологии простых оказался вопрос о жостовском художественном промысле.

В вопросах с развёрнутым ответом наиболее сложным оказался вопрос о диакритическом знаке, отличающим число от буквы в древнерусском алфавите – титло.

Среди логических задач участники выделили следующую: первые сведения о ней были опубликованы в России при Петре I Леонтием Филипповичем Магницким, автором  первого учебника по математике, однако наиболее бурное её развитие пришлось на 19-20 века. О чём идет речь, если это слово начинается на три «Г», а заканчивается на три «Я»? Ответ: тригонометрия.

Вопрос-аукцион достался не всем, только командам, сделавшим наибольшую ставку из баллов. Наиболее интересным вопросом-аукционом стал вопрос о былинах. Вопрос звучал так: народное название этих фольклорных песен – старины. Современное известное название им было дано в 1839 году известным русским этнографом и археологом Иваном Петровичем Сахаровым. Что это за название?

Также были вопросы, требующие поиска информации в книгах. На столах участников  лежал рассказ Владимира Соловьева   «Где Суворов – там победа». Для команд  из числа незрячих и слабовидящих данный рассказ был представлен в формате рельефно-точечного шрифта.

Вопрос, предполагающий отгадывание предмета из «черного ящика», был посвящен шахматам. Формулировка вопроса была такой:  в переводе с санскрита это слово дословно означает «четыре рода войск»: пехота, кавалерия, элефантерия и флот. Управляли данными войсками четыре короны. Это слово нашло свое отражение во многих произведениях русской литературы, в частности в романах «Евгений Онегин», «Война и мир», «12 стульев» и др. Назовите слово, обозначающий предмет в черном ящике.

В  подготовке «вопросов от…» участвовали:

– Капралов Антон Анатольевич, заместитель Председателя Ярославской областной Думы;

– Нянковский Михаил Александрович,  директор книжного издательства «Академия 76»;

– Дулов Валерий Николаевич, руководитель художественного ансамбля «Зоренька».

«Вопросы от…» были представлены в формате видеозаписи.

В результате игры: победителем среди детской аудитории стала команда «Дети Сусанина» (г. Ярославль), победителем среди молодёжных команд  стала команда «Полимед» (г. Ярославль), и победителем среди взрослых  стала команда «Виктория» (г. Архангельск).

Игра осуществлялась в онлайн - формате  на платформах ZOOM и TrueConf.

Для подготовки участников игры          использовалась литература из фонда Ярославской областной специальной библиотеки. Видео-обзор литературы доступен на сайте Ярославской областной специальной библиотеки в разделе «Читателям», далее «Рекомендуем почитать»  (https://rutube.ru/video/private/0af6e438c8ecedeea7cdf84570943290/?p=6GzZ0bVb6NknMIMXNLMOdw ).

Стоит отметить, что для игроков, имеющих физические ограничения жизнедеятельности, библиотеки  создали самые комфортные и доступные условия для их полноценного участия в мероприятии. Так, например, при участии слабослышащих детей, библиотека-партнер г. Вологды привлекали сурдопереводчика, а для незрячих игроков библиотеки г. Архангельска и Ярославля использовали издания на адаптивных носителях, сопровождение участников с особыми потребностями осуществлялось  при помощи волонтёров и специалистов.

Общее количество игроков составило 36 человек.

Игра прошла в дружественной обстановке, команды получили удовольствие от игры и общения! Огромную благодарность выражаем библиотекам-партнёрам за организацию игры в регионах, волонтерам из

ЯМОО «Союз студентов» за сопровождение участников с особыми потребностями и фотосъемку.

По результатам проведения игры мы можем отметить следующие преимущества онлайн-формата:

1. В онлайн-формате нет необходимости привязываться к площадке. Спикеры могут участвовать в мероприятии из любого региона страны.

2. Отсутствие необходимости покупки или изготовления стендов и печатных материалов сильно повлияло на бюджет мероприятия. В онлайн-формате получилось дешевле.

3. Технологии онлайн-формата сегодня позволяют стирать границы реальности. Даже обычная студия с LED экранами может переместить спикера в любые декорации. В отдельные элементы игры были добавлены элементы виртуальной реальности.

4. Новая форма проведения мероприятия разбавила классические сценарии и позволила сделать его гораздо интереснее.

Какие недостатки?

1. Сложно показать масштаб игры (количество людей, стендов и возможностей), а ведь  именно этим привлекательны очные  массовые мероприятия.

2. Очень много отвлекающих факторов для участника. Во время трансляции очень просто отвлечься на посторонние факторы. Это влияет на вовлеченность игроков.

3. Для качественной трансляции требуется дорогое видео и аудио оборудование. А также высокоскоростной интернет и технический специалист.

4. Недостаток цифровой культуры у пользователей.

Такой формат игры позволил объединить здоровых людей с людьми с особыми потребностями, помог им лучше понять друг друга, наладить взаимодействие, сформировать толерантное и уважительное отношение к инвалидам. Для инвалидов игра стала отличной возможностью найти новых друзей в других городах, наладить общение.

Фото_1

Фото_2

Фото_3

Фото_4

Фото_5

 
 
Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам