Государственное учреждение культуры Ярославской области "Ярославская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих"

Ярославская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих

Ярославская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих

Адрес библиотеки:

г.Ярославль, ул. Рыбинская, 53/38

тел.(4852) 200 402

(4852) 486 268

Наши контакты

Режим работы:

Понедельник, среда: с 9.00 до 17.00 час.

Вторник, четверг: с 9.00 до 20.00 час.

Пятница, суббота: с 9.00 до 16.00 час.

Воскресенье - выходной


Опрос

Мне интересно на сайте...
 
Яндекс.Метрика
Счетчик посетителей

6+

 

специалистам

специалистам1

специалистам2

metod

такой разный новый год

Календарь знаменательных событий

Главная Профессионалам
Специалистам в области воспитания и образования: материалы за 2020 год


Айвазян, Е. Б. Семья ребенка с ОВЗ в ситуации вынужденной самоизоляции: анализ материалов опроса [Текст] / Е. Б. Айвазян, А. В. Павлова // Дефектология. - 2020. - № 6. - С. 3-13.

В статье представлены результаты исследования ситуации 455 семей, воспитывающих детей раннего, дошкольного и школьного возрастов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях самоизоляции на территории РФ (2020). Представлена феноменология трудностей семьи ребенка с ОВЗ, характерных для периода режима вынужденной самоизоляции в 2020 г. Проанализирована структура потребностей семей, проведен обзор возможности их удовлетворения образовательными организациями в формате онлайн. Показана необходимость обеспечения вариативной психолого-педагогической и социальной поддержки семьи.

Бабкина, Н. В. Общая характеристика и особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования [Текст] / Н. В. Бабкина // Дефектология. - 2020. - №5. - С. 11-21.

Представлена общая характеристика обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР), осваивающих уровень основного общего образования: особенности познавательного и речевого развития, эмоционально-волевой и личностной сферы, специфика усвоения учебного материала; анализируются их особые образовательные потребности; приводится совокупность специальных образовательных условий, необходимых для удовлетворения этих потребностей. Делается вывод о необходимости разработки адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с ЗПР как обязательного условия их обучения в 5-9 классах.

Борисова, Т. Н. Формирование умений взаимодействовать со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством лего-конструирования [Текст] / Т. Н. Борисова // Дошкольная педагогика. - 2020. - № 1. - С. 49-54.

Даны примеры конспектов занятий по формированию умений взаимодействовать со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с общим нарушением речи.

Волкова, С. В. Методика изучения фонематических нарушений при реализации дистанционных форм оказания коррекционно логопедической помощи с ОВЗ [Текст] / С. В. Волкова // Дефектология. - 2020. - № 6. - С. 34-41.

Статья посвящена проблеме изучения фонематических нарушений у дошкольников с разными вариантами дизонтогенеза в условиях дистанционной коррекционной логопедической работы. Представлена оригинальная технология дистантной диагностики и первичного тренинга целенаправленно формируемых навыков, способствующих преодолению фонематических нарушений в системе логопедического сопровождения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Волковская, Т. Н. Формирование пространственной ориентировки у дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе подготовки к школе [Текст] / Т. Н. Волковская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития . - 2020. - № 1. - С. 14-19.

Автор статьи поднимает вопрос о взаимовлиянии формирования пространственных представлений и речи у детей с ОНР.

Гайфуллина, Л. К. Организационно-методические условия обучения детей с задержкой психического развития на этапе основного общего образования [Текст] / Л. К. Гайфуллина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития . - 2020. - № 1. - С. 8-13.

Представлена адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для обучающихся с ЗПР с учётом их особых образовательных потребностей.

Головчиц, Л. А. Отношение родителей детей с тяжёлыми нарушениями слуха к кохлеарной имплантации [Текст] / Л. А. Головчиц // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2020. - № 1. - С. 48-54.

В статье рассматриваются вопросы включения родителей в процесс психолого-педагогической реабилитации детей с тугоухостью.

Головчиц, Л. А.  Реалии дошкольного инклюзивного образования и подготовка специалистов к работе в новых условиях [Текст] / Л. А. Головчиц, А. В. Кроткова // Дефектология. - 2020. - №3. - С. 51-56.

В статье рассматриваются проблемы инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья; функциональные обязанности учителей-дефектологов; вопросы вузовской подготовки специалистов для работы в условиях дошкольного инклюзивного образования.

Грибова, О.Е. Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями: проблемные аспекты в подготовке специалистов [Текст] / О. Е. Грибова // Дефектология. - 2020. - №5. - С. 22-32.

Вторая часть статьи посвящена возможностям практического решения вопросов в рамках изучения учебной дисциплины «Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями». Обсуждаются возможные «логопедические диагнозы» детей с первичной речевой патологией», а также проблемы дифференциации первичной, вторичной и сопутствующей (коморбидной) задержки речевого развития (недоразвития речи), оценки динамики развития детей.

Груничева, С. И. Взаимодействие воспитателей и детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития и глубокой степенью умственной отсталости в процессе выполнения режимных бытовых действий [Текст] / С. И. Груничева // Дефектология. - 2020. - № 1. - С. 68-73.

Предложенный анализ взаимодействия взрослых и детей в ситуациях ухода показал отсутствие интереса, доброжелательного внимания и личностного отношения к детям со стороны ухаживающих за ними взрослыми.

Еналиев, Р. Решим задание на «пять» / Р. Еналиев // Библиополе. – 2020. – № 1. – С. 77-79.

С какой бы скоростью современные технологии не внедрялись в нашу жизнь, обучению чтению и письму по Брайлю по-прежнему необходимо уделять особое внимание.

Сотрудники Астраханской библиотеки реализуют ряд проектов, которые зарекомендовали себя как средства обучения грамотности для людей с ОВЗ и готовы поделиться с нами своими находками в этом вопросе.

Кобрина, Л. М. Развитие речевой коммуникации у детей младшего школьного возраста с кохлеарным имплантом в условиях специальной школы-интерната [Текст] / Л. М. Кобрина, Е. С. Хименкова // Дефектология. - 2020. - № 6. - С. 62-71.

В статье представлен анализ развития речевой коммуникации у детей с кохлеарными имплантами младшего школьного возраста в условиях специальной школы-интерната. Установлено, что обучение таких детей в классе со слышащими школьниками в специальной (коррекционной) школе, даёт положительную динамику в формировании устной речи и развитии речевого слуха. В процессе совместной деятельности со слышащими сверстниками у детей с кохлеарными имплантами происходит накапливание словаря как импрессивной, так и экспрессивной речи, появляется опыт непосредственного общения. Дополнительная коррекционная помощь, помогает имплантированному ребенку усваивать общеобразовательную программу.

Козловская, Н. Как работать с детьми с аутизмом. Опыт с карточками Музея Карелии [Текст] / Н. Козловская // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2020. - № 2. - С. 82-85.

Из статьи вы узнаете, как подготовить детей с аутизмом к посещению музея, как создать для "особенных " комфортную атмосферу в музее и зачем Музей Карелии использует карточки при работе с детьми.

Коркунова, М. С. Ранняя помощь детям с нарушением слуха и интернет-технологии [Текст] / М. С. Коркунова // Дефектология. - 2020. - №4. - С. 49-57.

В статье проанализирована доступность ранней помощи детям с нарушением слуха в России и потребности родителей таких детей в интернет-поддержке.

Кроткова, А. В. Психолого-педагогические трудности дистанционного освоения образовательных программ по направлению подготовки "специальное (дефектологическое) образование" [Текст] / А. В. Кроткова // Дефектология. - 2020. - №5. - С. 72-80.

В статье представлен анализ проблемы внедрения дистанционных технологий в практику реализации образовательных программ высшего образования, в том числе в области подготовки учителей-дефектологов. Авторы, на основе разработанной анкеты, выделили различия в характеристиках психолого-педагогических трудностей, возникающих при получении дистанционного образования. Определены психолого-педагогические трудности, характерные для выборки обучающихся-бакалавров, обучающихся-магистрантов, обучающихся по программе профессиональной подготовки.

Кузьмина, Т. И. Специфика сетевого взаимодействия и сетевых рисков личности подростков и юношей с ограниченными возможностями здоровья. Сообщение 1 [Текст] / Т. И. Кузьмина // Дефектология. - 2020. - № 6. - С. 50-61.

Сетевое взаимодействие, функциональной фотографией которого является "цифровой след", а результатом функционирования - цифровой профиль, имеет для лица с ОВЗ большое значение, так как не только является альтернативой формой социальной коммуникации, но и расширяет спектр личностных адаптационных и компенсаторных возможностей подростка и юноши с проблемами развития. Использование в исследовании стандартизированных самоотчетов облегчает процесс обращения респондентов к себе и унифицирует процедуру получения данных с участием субъектов диагностики разных нозологических групп в сравнении с группами респондентов с нормативным развитием.

Кузьмичева, Т. В. Педагогическая рефлексия как механизм индивидуализации образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ [Текст] / Т. В. Кузьмичева // Дефектология. - 2020. - № 6. - С. 42-49.

В статье проблематизирована категория индивидуализации образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ, апробирован метод педагогического диалога, позволяющий получить информацию о профессиональных затруднениях педагога, отражающихся как в их сознании, так и профессиональных действиях, и препятствующих развитию инклюзивных практик.

Кулакова, Е. В.  Организация класса родительского мастерства в консультативно-диагностическом центре института детства МПГУ [Текст] / Е. В. Кулакова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития . - 2020. - № 1. - С. 55-61.

В коррекционном центре была разработана дополнительная общеразвивающая программа "Раз ступенька, два ступенька...", цель которой - организация коррекционно-развивающей работы с особыми детьми и формирование у родителей нового понимания своей роли в образовании и жизни ребёнка через включение семьи в различные виды совместной деятельности.

Лазуренко, С. Б. Современная научная парадигма дошкольного образования детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (тмнр) [Текст] / С. Б. Лазуренко // Дефектология. - 2020. - №5. - С. 52-60.

В статье представлены современные статистические показатели детской инвалидности в Российской Федерации, изложены результаты многолетнего комплексного анализа клинико-психолого-педагогических вариантов психического развития детей со сложной структурой тяжелых нарушений и характерные динамические изменения в их социальном развитии в раннем и дошкольном возрастах. Приводится теоретическое обоснование структуры и содержания примерной адаптированной основной образовательной программы для этой категории обучающихся, рекомендации по ее реализации в образовательной организации, перспективы развития специального образования детей с ТМНР в России.

Лемех, Е. А. Инклюзивный отдых и инклюзивное обучение: отношение родителей. [Текст] / Е. А. Лемех, О.Ю. Светлакова и др. // Дефектология. - 2020. - №3. - С. 57-64.

В статье изложены результаты исследования отношения родителей к обучению и воспитанию их нормально развивающихся детей вместе со сверстниками с особенностями психофизического развития в условиях учреждения образования и оздоровительного лагеря. Осуществлён сравнительный анализ информированности родителей о сущности инклюзивного образования, возможностей их обучения ребенка в школе, реализующей инклюзивный подход.

Матасов, Ю. Т. Инклюзивный проект: пределы разумного воплощения [Текст] / Ю. Т. Матасов // Дефектология. - 2020. - № 1. - С. 18-24.

В статье обсуждаются проблемы российского инклюзивного образования. Выдвигаются причины противоречивого отношения к пределам его воплощения. Обращается внимание на несовместимость принципов, методических приёмов и средств обучения нормально развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Медникова, Л. С. Роль семьи в формировании социальной ответственности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / Л. С. Медникова, Ю. С. Феоктистова // Дефектология. - 2020. - № 6. - С. 24-33.

В статье представлены результаты экспериментального изучения роли семьи в становлении социальной ответственности и социально ответственного поведения детей с интеллектуальной недостаточностью. Сравниваются соответствующие представления младших школьников с интеллектуальной недостаточностью и их нормально развивающихся сверстников с мнением их родителей о проявлении социальной ответственности у своих детей, акцентируется значимость понимания родителями важности воспитания самостоятельности и ответственности у детей в младшем школьном возрасте.

Моторная, Т. Н. Развитие сенсорного восприятия у детей с ТНР в условиях инклюзивного образования [Текст] / Т. Н. Моторная // Дошкольная педагогика. - 2020. - № 1. - С. 55-56.

В статье представлены несколько видов игр,которые используются при формировании речи у детей с тяжёлыми речевыми нарушениями (ТНР).

Назарова, Н. М.  Музей как пространство личностного развития глухого человека [Текст] / Н. М. Назарова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития . - 2020. - № 1. - С. 36-47.

В статье представлен отечественный и зарубежный опыт использования музейной педагогики в работе с особыми образовательными потребностями, рассматриваются программы доступности образовательных программ, предложена методика проведения экскурсии по музею для глухих людей.

Одинокова, Г. Ю. Взгляд на агрессивные проявления детей раннего возраста с ОВЗ во взаимодействии с матерью [Текст] / Г. Ю. Одинокова, Е. В. Орлова // Дефектология. - 2020. - № 6. - С. 14-23.

В статье рассматриваются агрессивные проявления детей раннего возраста с ОВЗ во взаимодействии с матерью. Предпринята попытка проанализировать и объяснить их в контексте появления у ребенка самостоятельных желаний, в рамках личностных преобразований, происходящих у типично развивающихся детей в период кризиса первого года жизни. Анализ особенностей материнского поведения подтверждает правомерность такого подхода.

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с кохлеарными имплантантами, имеющих дополнительные нарушения [Текст] // Дефектология. - 2020. - № 1. - С. 43-50.

В статье рассматривается проблемы реабилитации детей дошкольного возраста, имеющих дополнительные нарушения, после кохлеарной имплантации (кохлеарная имплантация – это хирургическое восстановление слуха, в ходе которого в улитку внутреннего уха устанавливается специальный прибор. Он стимулирует сохранные структуры слухового нерва, что способствует).

Пивоварчик, Т. Б. Экспериментальное изучение сформированности жизненных навыков у детей с тяжёлыми множественными нарушениями [Текст] / Т. Б. Пивоварчик // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2020. - № 1. - С. 20-29.

О том, как повысить качество жизни у детей с тяжёлыми множественными нарушениями и условия по формированию жизненных навыков у детей с ТМН.

Роснач, Д. Ю. Результаты педагогического наблюдения за процессом и результатами инклюзивного обучения детей с нарушением слуха [Текст] / Д. Ю. Роснач // Дефектология. - 2020. - №4. - С. 59-65.

В статье представлен краткий анализ результатов совместного обучения детей с нарушенным и сохранным слухом водной из общеобразовательных школ.

Свиридова, Т. В. Исследование социально-психологической адаптации российских школьников [Текст] / Т. В. Свиридова, С. Б. Лазуренко // Дефектология. - 2020. - №2. - С. 64-72.

В статье описываются результаты изучения социально-психологической адаптированности школьников. Показана необходимость дифференцированной поддержки школьников. Сформулированы рекомендации по улучшению социально-психологической адаптации школьников.

Смолин, О.Н. Инклюзия, но не псевдоинклюзия [Текст] / О.Н. Смолин // Дефектология. - 2020. - №2. - С. 21-33.

В статье анализируются проблемы инклюзивного образования лиц с ОВЗ в российской образовательной практике с момента её инициации. Рассматривается внедрение инклюзии в нашей стране, реалиная картина качества образования детей с ОВЗ и возможные пути разрешения обсуждаемой проблемы.

Соловьева, Т. Г.  Цифровая образовательная среда для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью: основные понятия и их характеристика [Текст] / Т. Г. Соловьева, Д. А. Соловьев и др. // Дефектология. - 2020. - №2. - С. 42-56.

В статье предпринята попытка конкретизации понятий "цифровая образовательная среда» для обучающихся.

Стебляк, Е. А. Мониторинг способности подростков с легкой умственной отсталостью к осмыслению социального окружения и своего места в нем: оценка прогнозирования проблем жизненного пути. [Текст] / Е. А. Стебляк // Дефектология. - 2020. - №5. - С. 33-42.

В статье обсуждаются инструменты мониторинга личностного результата образования умственно отсталых обучающихся, состоящего в способности к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

Степанов, К. В. Вариант представления структуры смысловой сферы подростков-сирот с минимальным нарушением интеллектуального развития [Текст] / К. В. Степанов // Дефектология. - 2020. - №5. - С. 61-71.

Целью исследования было определение структуры смысловой сферы подростков-сирот с ограниченными возможностями здоровья, являющихся воспитанниками учреждений начального профессионального образования (НПО), и представление её варианта в наглядной форме. Проведенное исследование позволило сформировать вариант визуального представления структуры смысловой сферы подростков-сирот с минимальным нарушением интеллектуального развития в качественной и количественной формах представления.

Феклистова, Т. Н. Модель научно-методической системы коррекционной работы по развитию слухового восприятия и устной речи детей нарушением слуха в республике Беларусь [Текст] / Т. Н. Феклистова // Дефектология. - 2002. - №5. - С. 43-51.

В статье на основе анализа социально-экономических, медико-технических, психолого-педагогических и социокультурных предпосылок обоснована необходимость модернизации системы коррекционной работы с детьми с нарушением слуха в Республике Беларусь. Представлена авторская модель научно-методической системы коррекционной работы по развитию слухового восприятия и устной речи детей с нарушением слуха на уровнях дошкольного, первой и второй ступенях общего среднего образования.

Филатова, Ю. О. Дыхание как компонент функциональной системы речи: онтогенез и речевой дизонтогенез [Текст] / Ю. О. Филатова, А. О. Аксенова // Дефектология. - 2020. - № 6. - С. 72-78.

В статье представлен обзор научной литературы по изучению дыхательной функции у детей. Рассмотрен онтогенез становления фонационного и речевого дыхания, обозначены нарушения неречевого и речевого дыхания при разных видах речевых расстройствах в детском возрасте. Обоснована актуальность изучения дыхания с помощью современных инструментальных методов исследования.

Филиппова, Л.И. Заглянуть за горизонт / Л.И. Филиппова, Е.И. Пояскова // Библиотечное дело. – 2020. – № 3. – С. 2-5.

Как пробудить интерес у молодёжи к науке и технике? Сотрудники Краснодарской краевой юношеской библиотеки имени И.Ф. Вараввы в своей статье рассказывают о своих находках в этом вопросе.

Это правильное комплектование фондов, организация проектов, обеспечение открытого доступа к информационному пространству библиотеки в сети Интернет, создание конкурсов, литературных аудиогидов и многое другое.

Цицулина, Т. Е. Берёза - символ Родины моей [Текст] / Т. Е. Цицулина // Книжки, нотки и игрушки для Андрюшки и Катюшки. - 2020. - № 1. - С. 51-54.

Сценарий мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья 9-10 лет, в ходе которого они узнают о красоте русской берёзы, воспетой народом. Образы берёзки присутствуют и в фольклоре, и в литературе, и в музыке, и в живописи. А также ребятам расскажут о её лечебных свойствах.

Яковлева, Е.В Вектор добра / Е.В. Яковлева // Игровая библиотека. – 2020. – № 6. – С. 34-47.

Литературная игра для учащихся 6-7-х классов по книгам А.П. Гайдара «Тимур и его команда» и Е.В. Мурашовой «Гвардия тревоги».


 
 
Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам