Государственное учреждение культуры Ярославской области "Ярославская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих"

Ярославская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих

Ярославская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих

Адрес библиотеки:

г.Ярославль, ул. Рыбинская, 53/38

тел.(4852) 200 402

(4852) 486 268

Наши контакты

Режим работы:

Понедельник, среда: с 9.00 до 17.00 час.

Вторник, четверг: с 9.00 до 20.00 час.

Пятница, суббота: с 9.00 до 16.00 час.

Воскресенье - выходной


Баннер ссылка на материалы фонда защиты детей

МЧС баннер

Опрос

Мне интересно на сайте...
 
Яндекс.Метрика
Счетчик посетителей

6+

 

специалистам

специалистам1

специалистам2

metod

такой разный новый год

Календарь знаменательных событий

Главная Профессионалам
Специалистам в области воспитания и образования: материалы за 2021 год


Специалистам в области воспитания и образования людей с ОВЗ

74

А 15

Абкович, Алла Яковлевна.

К вопросу об оценке сферы жизненной компетенции обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата / А. Я. Абкович. – Текст : непосредственный  // Дефектология. - 2021. - № 3. - С. 37-60.

Статья посвящена проблеме изучения сферы жизненной компетенции обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Изложен и обоснован подход, основанный на оценке сформированности социально значимых бытовых навыков. Представлена разработанная автором анкета для оценки повседневных житейских навыков детей младшего школьного возраста с двигательными нарушениями.

74

А 16

Абрамова, Валентина Вадимовна.

Эффективное использование многофункционального панно "Веселая полянка" в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР  / В. В. Абрамова, Е. В. Овчинникова. – Текст : непосредственный // Дошкольная педагогика. - 2021. - № 5. - С. 38-40.

В статье описано использование дидактического материала "Весёлое панно" и приведены примерные игры и игровые ситуации на панно.

Т74.5

А 37

Айвазян, Екатерина Борисовна.

Выбор образовательного маршрута для слепого ребенка, поступающего в школу / Е. Б. Айвазян, Т. П. Кудрина. – Текст : непосредственный  //  Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2021. - № 1. - С. 49-59.

В статье предлагается алгоритм определения образовательного маршрута для слепого ребенка, поступающего в школу. Представлен перечень показателей, характеризующих поведение слепого ребенка в коммуникации, познавательной деятельности и в повседневной жизни, который может служить достаточным основанием для принятия решения об уровне психического развития ребенка и подбора ему соответствующих образовательных условий.

74.3

А 55

Алышева, Татьяна Викторовна.

Формирование основ компьютерной грамотности у обучающихся с лёгкой умственной отсталостью / Т. В. Алышева. – Текст : непосредственный  // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2021. - № 2. - С. 37-46.

В статье показаны особенности организации образования детей с лёгкой умственной отсталостью на занятиях курса "Основы компьютерной грамотности" в условиях коррекционной школы-интерната. Приведены выявленные особенности выпускников по умению работать с различными приложениями и сетью Интернет.

74

А 64

Ананьев, В. Л.

Инклюзивное образование детей с особенностями психофизического развития: анализ социальных проблем / В. Л. Ананьев. – Текст : непосредственный  // Дефектология. - 2021. - № 3. - С. 25-36.

Статья посвящена исследованию социальных проблем инклюзивного образования учащихся с особенностями психофизического развития (ОПФР) в Республике Беларусь, которое рассматривается как один из основных компонентов социальной реабилитации этих детей. Объектом комплексного исследования указанных проблем является все общество, а предметом - их специфика в Республике Беларусь. Изучены основные, по мнению автора, социальные проблемы образовательной инклюзии. На основе анализа данных социологического исследования, обозначены три социально-педагогические модели образования детей с ОПФР. Отмечены основные компоненты социальной пригодности ребенка с ОПФР к обучению в условиях обычной школы, обозначена одна из ключевых социальных проблем образовательной инклюзии - необходимость усиления работы с родителями детей с ОПФР.

74.5

А 72

Антонова, Ирина Дмитриевна.

Опыт адаптации методики "Личный букварь" к условиям дистанционного обучения ребёнка с расстройством аутистического спектра / И. Д. Антонова, М. М. Либлинг.  – Текст : непосредственный  // Дефектология . - 2021. - № 5. - С. 3-12.

В статье анализируется опыт адаптации метода освоения грамоты «Личный букварь», разработанного в Институте коррекционной педагогики РАО, к дистанционному формату обучения. Обсуждаются онлайн-занятия с дошкольником с расстройством аутистического спектра, описывается использование компьютерных технологий для работы с материалами «Личного букваря». Раскрываются позитивные возможности и характерные трудности, возникающие на дистанционных занятиях с дошкольником с аутизмом.

74.5

А 95

Ахатова, Р. В.

Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка старшей возрастной группы с диагнозом ОНР / Р. В. Ахатова. – Текст : непосредственный  // Дошкольная педагогика. - 2021. - № 3. - С. 31-37.

В статье приводится макет индивидуального маршрута развития ребенка и дидактические игры по речевому развитию.

74.3

Б 14

Багаева, В. В.

Методы и приёмы работы с неговорящим ребёнком / В. В. Багаева.  – Текст : непосредственный  // Дошкольная педагогика. - 2021. - № 2. - С. 48-50.

В данной статье автор анализирует коррекционно-педагогическую работу с неговорящими детьми. Автор, опираясь на собственный опыт, предлагает конкретные примеры такой работы, разбирает её цели и принципы.

74.3

Б 48

Беркун, А. В.

Выявление признаков формирования РАС в период младенчества. Обзор диагностического инструментария. / А. В. Беркун. – Текст : непосредственный  // Дефектология. - 2021. - № 1. - С. 49-57.

В статье представлен обзор диагностического инструментария для выявления ранних признаков детского аутизма. Рассматриваются применяемые анкеты и опросники, даётся характеристика методик обследования и анализируются возможности их использования.

74.100

Б 81

Бондарева, Алена Александровна.

Фонологическое нарушения у детей с минимальными дизартрическими расстройствами / А. А. Бондарева. – Текст : непосредственный  // Дошкольная педагогика. - 2021. - № 1. - С. 45-47.

В статье рассмотрены вопросы диагностики, логопедической работы и дифференцированного обучения в группах дошкольников с дизартрией, а также представлены данные обследования фонематического слуха у дошкольников по методике Е. Ф. Архиповой.

74.5

Б 82

Борисова, Наталья Владимировна.

Особенности оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с РАС / Н. В. Борисова. – Текст : непосредственный  // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2021. - № 1. - С. 9-19.

В статье рассматриваются вопросы организации и проведения оценочной деятельности школы в контексте реализации адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС), рассматриваются особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся с РАС. Особое внимание уделяется организации процедуры оценки предметных и метапредметных результатов в ходе промежуточной и итоговой аттестации и основным направлениям адаптации этих процедур с учетом особых образовательных потребностей обучающихся этой категории.

74.5

В 31

Верзакова, Ирина Павловна.

Современные подходы и технологии сопровождения детей с ТНР. Балансировочный комплекс Бильгоу / И. П. Верзакова, С. А. Сибирцева.  – Текст : непосредственный  // Дошкольная педагогика. - 2021. - № 9. - С. 31-32.

В статье автор описывает балансировочный комплекс Бильгоу как один из наиболее эффективных методов развития мозжечка для детей с ТНР.

74.3

В 46

Вильшанская, А. Д.

Определение достижения личностных результатов обучающимися с тяжёлыми множественными нарушения развития / А. Д. Вильшанская.  – Текст : непосредственный  // Дефектология. - 2021. - № 2. - С. 40-46.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с поиском подходов к определению личностных результатов обучающихся с тяжёлыми множественными нарушениями развития, обоснованы периоды становления личностных результатов при реализации адаптированной основной общеобразовательной программы.

74.5

Д 66

Домаркова, Наталья Владимировна.

Интересные находки в коррекционной работе учителя-логопеда / Н. В. Домаркова. – Текст : непосредственный  // Дошкольная педагогика. - 2021. - № 7. - С. 50-54.

В статье автор предлагает методические рекомендации по обучению дошкольников сопряженным упражнениям, игры с пуговицами, упражнения в сухой морской соли для кисти и пальцев рук.

74.3

Д 75

Дроздова, Н. В.

Изучение предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Н. В. Дроздова. – Текст : непосредственный  // Дефектология. - 2021. - № 2. - С. 56-65.

В статье представлены результаты экспериментального изучения предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в контексте компетентностного подхода. выделены общие и специфические характеристики понимания и употребления предложно-падежных конструкций у детей с разными вариантами общего недоразвития речи.

74.5

Е 15

Евдокимова, Марина Владимировна.

Эффективная практика сопровождения ребёнка с ОВЗ в современном детском саду / М. В. Евдокимова, В. В. Ушанова. – Текст : непосредственный  // Дошкольная педагогика. - 2021. - № 7. - С. 48-49.

В статье автор приводит опыт работы по социализации и адаптации детей с ОВЗ с применением метода сенсорной интеграции в сопровождение родителями детей в детском саду.

74

Е 41

Ежова, Татьяна Геннадьевна.

Опыт инклюзивного образования с дошкольниками / Т. Г. Ежова, А. М. Сибагатулина, А. М. Хасанова.  – Текст : непосредственный  // Дошкольная педагогика. - 2021. - № 6. - С. 39-41.

В статье описан опыт работы, раскрывающий особенности совместного обучения обычных детей и детей с проблемами в развитии. Автор указывает основные принципы инклюзивного образования.

74.5

Е 80

Ершова, Е. Г.

Инклюзивное образование. Из опыта работы / Е. Г. Ершова.  – Текст : непосредственный  // Дошкольная педагогика. - 2021. - № 4. - С. 45-48.

В статье рассматривается опыт работы с детьми с нарушениями слуха ГБДОУ д/с № 27 Кировского района Санкт-Петербурга, который с 2004 года занимается развитием детей и выводит их в школы, то есть осуществляют инклюзию.

74.5

К 12

Кабирова, Ю. Р.

Обучение сюжетно-ролевой игре как элемент подготовки к инклюзии детей с РАС и ЗПР / Ю. Р. Кабирова.  – Текст : непосредственный  // Дошкольная педагогика. - 2021. - № 4. - С. 42-44.

В статье приводится опыт обучению детей с расстройствами аутистического спектра и задержкой психического развития важной форме деятельности ребенка как сюжетно-ролевая игра.

74.5

К 36

Кесслер, Л. И.

Конспект интегрированной образовательной деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группе компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью / Л. И. Кесслер.  – Текст : непосредственный  // Дошкольная педагогика. - 2021. - № 3. - С. 29-30.

В статье представлен конспект по проведению занятия, которое нацелено на формирование зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, развитие зрительного и слухового внимания, речевого слуха, чувства ритма, силы голоса, общей тонкой моторики, тактильных ощущений.

Т74

К 61

Колупаева, Галина Николаевна.

Интеграция детей с нарушениями зрения во взаимодействии со сверстниками через организацию творческой продуктивной деятельности / Г. Н. Колупаева.  – Текст : непосредственный  // Дошкольная педагогика. - 2021. - № 5. - С. 41-43.

В статье описана система формирования у дошкольников 3-5 лет с нарушениями зрения предметно-познавательной деятельности посредством рисования и ручного труда и процесс интеграции через совместную продуктивную деятельность.

Т74.5

К 63

Компанцева, М. А.

Игры для развития перцептивных возможностей у детей с косоглазием и амблиопией / М. А. Компанцева.  – Текст : непосредственный  // Дошкольная педагогика. - 2021. - № 4. - С. 49-51.

Автор статьи приводит пример игр и упражнений для детей с косоглазием и амблиопией.

74.5
К 64
Кондратьева, С. Ю.

Особенности работы с семьей воспитанника с расстройствами аутического спектра (РАС) / С. Ю. Кондратьева.  – Текст : непосредственный  // Дошкольная педагогика. - 2021. - № 3. - С. 4-6.

Автор статьи акцентирует внимание на работе с семьей ребенка с расстройствами аутического спектра. Рассмотрены важные аспекты и возможные факторы работы с родителями детей с РАС такие как: установка продуктивного контакта с семьей, биологический фактор, психологический фактор, формальное доверие, неполное доверие. Также рассказываются задачи работы с родителями: информационная, обучающая, координационная задача и задача психологической поддержки.

74.3

К 65

Константинова, И. С.

Сенсорная интеграция в помощи ребёнку с аутизмом / И. С. Константинова.  – Текст : непосредственный  // Дефектология. - 2021. - № 1. - С. 15-26.

Статья рассказывает о коррекционном подходе, который помогает ребёнку в развитии сенсорной интеграции: упорядочивание ощущений, формирование сенсорного опыта взаимодействия со средой. Также, рассматриваются вопросы организации методов корреционной работы с такими детьми.

74

К 66

Корлатяну, Ирина Николаевна.

Использование потенциальных возможностей для психомоторного развития детей с ТНР / И. Н. Корлатяну, Т. В. Яковлева.  – Текст : непосредственный  // Дошкольная педагогика. - 2021. - № 5. - С. 47-48.

В статье автор отмечает, что коррекционно-развивающее занятие с детьми дошкольного возраста с недоразвитием речи направлены на коррекцию и развитие сенсомоторного строя речи, позволяющие обнаруживать все особенности и недостатки в развитии моторики и избирательно воздействовать на двигательную сферу. Включение упражнений на развитие координации движений, моторной памяти, внимания, ориентировки в пространстве позволяют повышать уровень психофизических функций.

74.1

К 82

Крикленко, Ольга Валерьевна.

Игровой самомассаж как средство коррекции звукопроизношения у детей с ТНР / О. В. Крикленко.  – Текст : непосредственный  // Дошкольная педагогика. - 2021. - № 1. - С. 62-65.

Автор в статье определяет самомассаж как одно из нетрадиционных средств профилактики и коррекции нарушений речи детей, выделяет его виды и приемы, условия проведения. В статье представлен комплекс игрового самомассажа лица, шеи и ушей по различным лексическим темам.

74.5

К 83

Кропова, О. А.

Особенности логопедической помощи детям с расстройствами аутистического спектра / О. А. Кропова.  – Текст : непосредственный  // Дошкольная педагогика. - 2021. - № 3. - С. 48-50.

Статья посвящена особенностям логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического характера. В работе комплексно используются игровой характер выполнения упражнений.

74.3
К 84
Крутякова, Евгения Никитична
.

Подходы к изучению коммуникативной деятельности младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Е.Н. Крутякова.  – Текст : непосредственный  // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2021. - № 4. - С. 64-76.

В статье представлен авторский материал по изучению особенностей развития коммуникативной деятельности обучающихся с нарушениями ОДА, даны характеристики коммуникативных действий, позволяющие осуществить оценку коммуникативных умений обучающихся и успешность их реализации в образовании.

74.5

К 88

Кудрявцева, Марина Максимовна.

Дети с аутизмом: нежелательное поведение и его связь с уровнем сформированности коммуникативных навыков / М. М. Кудрявцева, И. Й. Балчюниене, В. В. Катаева.  – Текст : непосредственный  // Дошкольная педагогика. - 2021. - № 9. - С. 38-39.

В статье автор описывает актуальные представления об особенностях поведения и коммуникативной компетенции ребенка дошкольного возраста с аутизмом.

Т74

К 89

Кузьмина, Анастасия Стефаниевна.

Обучение детей с ТНР и функциональным нарушением зрения пересказу по серии сюжетных картинок на материале сказок В. Сутеева "Петух и Краски", "Мышонок и Карандаш" / А. С. Кузьмина .  – Текст : непосредственный  // Дошкольная педагогика. - 2021. - № 5. - С. 44-46.

В статье описан механизм работы с детьми по их подготовке к самостоятельному пересказу.

74.50

К 89

Кузьмичёва, Т. В.

Стратегия взаимодействия педагогов в процессе мониторинга психосоциального развития ребёнка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования / Т. В. Кузьмичёва.  – Текст : непосредственный  // Дефектология. - 2021. - № 6. - С. 66-73.

В статье рассматривается проблема преодоления несоответствия между диагностическими данными о ребенке с ОВЗ, полученными специалистами образовательной организации, и отсутствием гарантированных способов учета этих особенностей в реальном образовательном процессе. Представленная стратегия взаимодействия педагогов разного профиля в процессе мониторинга психосоциального развития ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования опирается на совокупность командных форм долгосрочной работы педагогов в рамках школьного консилиума. Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 20-013-00811 А «Индивидуализация образовательной среды как фактор развития инклюзивных процессов в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), проживающих на городских и сельских территориях»).

74.100

К 90

Куликова, Елена Владимировна.

Индивидуальное игровое занятие с ребенком 4 лет (ОНР, I-II уровни речевого развития) / Е. В. Куликова.  – Текст : непосредственный  // Дошкольная педагогика. - 2021. - № 1. - С. 41-42.

В статье представлен конспект занятия с ребенком 4 лет, имеющим тяжелое нарушение речи.

74.5

Л 38

Левченко, Ирина Юрьевна.

Дифференцированный подход к содержанию занятий адаптивной физической культурой с обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата / И. Ю. Левченко, А. А. Гусейнова.  – Текст : непосредственный  // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2021. - № 1. - С. 20-25.

В статье рассмотрены организационно-методические подходы к организации и определению содержания физкультурных занятий для детей с двигательной патологией как в условиях специальных (коррекционных) школ, так и в общеобразовательных организациях. Для организации занятий по адаптивной физической культуре авторы выделяют три группы обучающихся, требующих дифференцированного подхода к подбору упражнений для занятий. Подробно представлена специфика организации занятий по АФК с учётом особых образовательных потребностей каждой из трех групп детей.

74

Л 61

Липатова, О. Н.

Изучение информационных запросов родителей детей с ОВЗ на этапе первичного педагогического сопровождения / О. Н. Липатова.  – Текст : непосредственный  // Дефектология. - 2021. - № 3. - С. 49-60.

В статье представлен обзор информационно-просветительских форм, используемых специалистами в педагогической практике, дано определение понятия «информирование». Подробно описан метод анкетирования и представлены результаты исследования. Определена потребность в вариативности информационно-педагогической поддержки родителей в структуре оказания помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья с учетом современных средств ее применения. Выявленные типы материнских запросов могут служить опорой для дифференцированного подбора необходимой информации в процессе сопровождения семьи и удовлетворять таким образом ее потребности в помощи ребенку, ожидаемой от специалистов.

74.3

Л 64

Литвяк, С. В.

Значение перцептивных панно (самодельных бизибордов) для сенсорного развития и становления познавательных процессов детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР) / С. В. Литвяк.  – Текст : непосредственный  // Дошкольная педагогика. - 2021. - № 2. - С. 64-66.

В данной статье автор делится своим опытом использования сенсорных панно (бизибордов) при воспитании и обучении детей дошкольного возраста, рассказывает, какие сенсорные игры можно применять на панно, а также, какие задачи его применение позволяет решить.

74.5

М 27

Маркович, Мария Михайловна.

Возможности и преимущества применения гипертекстовых технологий в обучении детей с ОВЗ / М. М. Маркович.  – Текст : непосредственный  // Дефектология. - 2021. - № 5. - С. 47-56.

В статье, на основе анализа литературных источников, теоретически сформулированы и обоснованы возможности применения гипертекстовых образовательных технологий в обучении детей с ОВЗ с сохранным интеллектом. Рассмотрены особенности становления текстовой деятельности и текстовой компетенции у учащихся с нормативным речевым развитием и с различными нарушениями речевого развития, не отягощенными интеллектуальной недостаточностью: детей с общим недоразвитием речи, детей с задержкой психического развития и детей с нарушениями слуха.

74

Н 63

Николаева, Т. В.

Педагогическая диагностика развития ребёнка второго года жизни с нарушением слуха / Т. В. Николаева, О. В. Польская.  – Текст : непосредственный  // Дефектология. - 2021. - № 4. - С. 32-41.

В статье представлена методика психолого-педагогического обследования, направленная на определение варианта развития ребенка второго года жизни с нарушением слуха, выявление его индивидуальных способностей2 и возможностей. Раскрываются содержание, процедура и методы проведения обследования социально-коммуникативного, познавательного, речевого, физического развития, игровой деятельности ребёнка.

74.52

Н 63

Николаева, Т. В.

Методика оценки достижений детей с нарушениями слуха на этапе завершения дошкольного образования / Т. В. Николаева.  – Текст : непосредственный  // Дефектология. - 2021. - № 6. - С. 36-47.

В статье представлена методика психолого-педагогического обследования, направленная на оценку достижений детей с нарушениями слуха на этапе завершения дошкольного образования. Раскрываются цель, возможности применения созданного диагностического инструментария; содержание, процедура и методы проведения обследования социально-коммуникативного, познавательного, речевого развития, игровой деятельности ребенка.

Т74.53

О 63

Оразбекова, Нинель Юрьевна.

Социальная адаптация незрячих учащихся на основе разработки индивидуального маршрута и формирования поведенческих норм в местах общественного питания / Н. Ю. Оразбекова, Т. В. Рагузина, Е. В. Салкимбаева.  – Текст : непосредственный  // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2021. - № 7. - С. 52-61.

В статье рассматриваются новые подходы к решению проблемы социальной адаптации незрячих учащихся - выпускников школы-интерната посредством разработки проекта "Социальная адаптация незрячих учащихся". Описывается опыт подготовки незрячих учащихся к обучению и проживанию в общежитиях профессиональных учебных заведений.

74.5

П 12

Павлова, Наталья Николаевна.

К вопросу о разработке индивидуальной программы коррекционной работы с ребенком, имеющим тяжелые множественные нарушения развития / Н. Н. Павлова, М. В. Переверзева.  – Текст : непосредственный  // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2021. - № 1. - С. 35-48.

Статья посвящена проблеме воспитания и обучения детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые множественные нарушения развития. Представлена типология нарушенного развития, положенная в основу вновь разработанной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.

74.5

П 30

Петрова, Екатерина Александровна.

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра в образовательной организации / Е. А. Петрова, Л. Л. Иванова, Л. Г. Нестерова.  – Текст : непосредственный  // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2021. - № 7. - С. 39-51.

В статье рассмотрены вопросы организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Проанализированы подходы к определению понятия "сопровождение", принципы и этапы психолого-педагогического сопровождения. Раскрыт порядок и содержание деятельности психолого-педагогического консилиума.

74

П 30

Петрова, Елена Фёдоровна.

Особенности дистанционного обучения детей с ОВЗ и формирования коррекционно-логопедической компетенции родителей / Е. Ф. Петрова.  – Текст : непосредственный  // Дошкольная педагогика. - 2021. - № 6. - С. 50-52.

В статье описаны формы логопедической индивидуальной дистанционной работы по постановке звуков у детей с ОВЗ, а также рекомендации по онлайн-консультированию родителей.

74

П 38

Плесовских, Людмила Николаевна.

Развитие познавательной активности у детей 5-7 лет с ЗПР через экологическое образование / Л. Н. Плесовских.  – Текст : непосредственный  // Дошкольная педагогика. - 2021. - № 6. - С. 34-35.

В статье описан опыт создания проекта "Познаю мою Югру", направленного на повышение уровня познавательной активности у детей 5-7 лет с ЗПР через экологическое образование.

Т74.53

П 54

Полякова, Н. П.

Изучение сформированности чувственного опыта у слепых подростков / Н. П. Полякова, В. И. Трофимова.  – Текст : непосредственный  // Дефектология. - 2021. - № 6. - С. 48-56.

В статье представлены методика и результаты экспериментального изучения чувственного опыта слепых подростков, сделана попытка интерпретации его особенностей и механизмов формирования. Обоснована необходимость целенаправленной деятельности по восполнению и обогащению чувственного опыта незрячих детей в условиях образовательного процесса, определена стратегия дальнейшей работы в этом направлении.

74.3

Р 89

Русских, В. И.

Игры для развития сенсорных ощущений и речевых навыков у неговорящего ребёнка / В. И. Русских.  – Текст : непосредственный  // Дошкольная педагогика. - 2021. - № 2. - С. 61-63.

В данной статье автор указывает на важность сенсорных ощущений и речевых навыков для развития мозга ребёнка, а также предлагает примеры конкретных игр, развивающих эти навыки.

74

С 24

Свиридова, Т. В.

Психолого-педагогическая реабилитация детей с болезнью Вильсона-Коновалова / Т. В. Свиридова.  – Текст : непосредственный  // Дефектология. - 2021. - № 4. - С. 12-21.

В статье сформулированы основные направления психолого-педагогической работы с ребёнком и его близкими на этапах стационарного и амбулаторно-поликлинического лечения. Приведен клинический пример.

74.3

С 50

Смирнова, С. М.

Организация речевого центра в группе для детей с ТНР / С. М. Смирнова.  – Текст : непосредственный  // Дошкольная педагогика. - 2021. - № 2. - С. 45-46.

В данной статье, автор рассматривает взаимодействие логопеда и воспитателя в дошкольном учреждении, при работе с детьми, страдающими тяжёлыми нарушениями речи. Одна из формы работы - создание коррекционно-речевого центра ("речевой уголок"), прописываются цели и задачи данного уголка, его оборудование и организация работы.

Т74

С 59

Соколова-Муравьёва, Галина Владимировна.

Подготовка дошкольников с нарушением зрения к обучению грамоте с помощью сенсорной азбуки «Тактильные буквы» / Г. В. Соколова-Муравьёва, В. А. Грошенкова.  – Текст : непосредственный  // Дошкольная педагогика. - 2021. - № 6. - С. 36-38.

В статье рассказывается об особенностях речевого развития детей с патологией зрения, о направлениях коррекционно-педагогической работы по развитию тактильно-двигательных ощущений. Для специалистов предложено планирование деятельности по использованию тактильных букв при изучении звуков и сенсорных букв, подробно описаны этапы работы по использованию тактильных букв.

74.5

С 60

Соловьева, Татьяна Александровна.

Дистанционное обучение детей с ОВЗ и инвалидностью в период вынужденной самоизоляции: новые возможности или ограничения? / Т. А. Соловьева, Д. А. Карпова.  – Текст : непосредственный  // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2021. - № 1. - С. 61-68.

Статья посвящена вопросам, часто возникающим у родителей и педагогов, обеспокоенных качеством реализации адаптированных основных образовательных программ в условиях дистанционного обучения, и содержит варианты решения непростых ситуаций в организации такого формата обучения.

74.5

С 65

Сорокоумова, С. Н.

Модели организации конкурсов профессионального мастерства для лиц с инвалидностью и ОВЗ / С. Н. Сорокоумова.  – Текст : непосредственный  // Дефектология. - 2021. - № 2. - С. 66-74.

В статье рассмотрены ключевые аспекты организации конкурсов профмастерства для лиц с инвалидностью и ОВЗ в системе среднего профессионального образования. Проанализированы данные об участниках, включающие информацию о нозологиях, о применении адаптированных образовательных программ, о наличии специалистов, о подготовке преподавателей к работе с разными категориями обучающихся.

74

С 65

Сорокоумова, С. Н.

Специальные условия как основа организации и осуществления инклюзивного среднего профессионального образования / С. Н. Сорокоумова, В. В. Мануйлова.  – Текст : непосредственный  // Дефектология. - 2021. - № 4. - С. 61-69.

В статье рассмотрены ключевые аспекты создания специальных условий получения лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) среднего профессионального образования. Представлены результаты анализа доступности освоения программ подготовки специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих и служащих, созданных для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в субъектах Российской Федерации. Проанализирована информация о составляющих безбарьерной среды для разных категорий обучающихся с ОВЗ, о нозологиях, адаптированных образовательных программах, о наличии сопровождения обучающихся в образовательной организации, об организации подготовки преподавателей к работе с инвалидами и лицами с ОВЗ. Описаны уровни доступности профессиональных образовательных организаций для обучения указанных категорий лиц.

Т74.5

С 77

Староверова, Н. Н.

Педагогический проект "Коррекционно-профилактическая работа по предупреждению оптических нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения" / Н. Н. Староверова.  – Текст : непосредственный  // Дошкольная педагогика. - 2021. - № 3. - С. 43-47.

В статье приведено описание педагогического проекта, нацеленного на предупреждение оптической дисграфии и оптической дислексии у старших дошкольников с нарушениями зрения.

74.3

С 79

Стебляк, Е. А.

Мониторинг способности подростков с лёгкой умственной отсталостью к осмыслению социального окружения и своего места в нём: оценка прогнозирования проблем создания семьи, семейной жизни и воспитания / Е. А. Стебляк.  – Текст : непосредственный  // Дефектология. - 2021. - № 1. - С. 27-37.

В статье обсуждаются инструменты мониторинга личностного результата образования детей с умственной отсталостью - способности к осмыслению окружения, своего места в нём, принятие социальных ценностей и ролей. Также рассматриваются средства прогнозирования проблем создания семьи такими людьми, предлагается диагностический лист, критерии и показатели оценки прогноза.

74.5

Т 23

Татаурова, Ю. А.

Организационно-управленческие подходы к обеспечению психолого-педагогических условий качества образования детей с РАС и ЗПР / Ю. А. Татаурова.  – Текст : непосредственный  // Дошкольная педагогика. - 2021. - № 4. - С. 61-67.

В статье представлен проект нацеленный на обеспечение детям с расстройствами аутистического спектра реализации права на получение общего образования в условиях инклюзивного образования, в среде совместного получения дошкольного образования с нормативно развивающимися сверстниками.

74.3

Т 48

Ткачёва, В. В.

Этапы травмирования семьи ребёнка с нарушениями развития / В. В. Ткачёва.  – Текст : непосредственный  // Дефектология. - 2021. - № 2. - С. 3-13.

Статья посвящена проблемам изучения процесса психологического травмирования членов семьи ребёнка с нарушением развития. Описаны этапы эмоционального травмирования родителей и других членов семьи. Представлено описание психоэмоционального состояния не только родителей, но и других членов семьи.

74.5

Т 76

Трошина, Мария Николаевна.

Влияние коррекционной ритмики и нейропсихологической коррекции на развитие высших психических функций у детей с ЗПР / М. Н. Трошина.  – Текст : непосредственный  // Дошкольная педагогика. - 2021. - № 9. - С. 33-35.

В статье автор описывает интегрированную область нейропсихологической коррекции у детей с ЗПР.

74.55

Т 98

Тюшкевич, С. А.

Исследование специфики проявлений стереотипного поведения детей с РАС 6-7 лет в условиях групповых занятий в очном и дистанционном формате обучения / С. А. Тюшкевич, А. А. Мовчан [и др.] .  – Текст : непосредственный  // Дефектология. - 2021. - № 6. - С. 15-25.

В статье представлены результаты пилотного исследования специфики проявлений стереотипного поведения у детей с РАС в процессе группового занятия по подготовке к школе в очном и дистанционном формате. Анализ полученных видеоматериалов с использованием специально разработанного алгоритма и бланка оценивания поведения показал неравномерность распределения эпизодов стереотипного поведения в процессе урока и связь выраженности этих проявлений с характеристиками учебной деятельности.

74.3

Ч 52

Четверикова, Татьяна Юрьевна.

Содержание и научно-методические ориентиры литературного образования обучающихся с нарушениями слуха / Т. Ю. Четверикова.  – Текст : непосредственный  // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2021. - № 2. - С. 17-26.

В статье излагаются научно-методические ориентиры литературного образования школьников с нарушениями слуха. Представлена характеристика основных и сквозных разделов школьного курса литературы, отражён образовательный, коррекционный и воспитательный потенциалы данной дисциплины.

74.5

Ч 84

Чудесникова, Татьяна Алексеевна.

Социокогнитивный подход к диагностике и формированию социально-коммуникативных компетенций у дошкольников с задержкой психического развития / Т. А. Чудесникова.  – Текст : непосредственный  // Дефектология . - 2021. - № 5. - С. 57-65.

В статье описывается комплекс идей, теоретических представлений и эмпирических данных, характеризующих специфику социокогнитивного подхода к диагностике и формированию социально-коммуникативных компетенций у дошкольников с задержкой психического развития. Это касается определения роли когнитивного компонента в триединстве компонентов социально-коммуникативной компетенции на этапе диагностики, а также учета особенностей дифференцированных групп детей с задержкой психического развития на этапе формирования совместных действий и создания «функциональных» условий для интеграции компонентов социально-коммуникативных компетенций на занятиях учителя-дефектолога.

74.5

Ш 25

Шаргородская, Людмила Вячеславовна.

Особенности понимания социальных ситуаций младшими школьниками с расстройствами аутистического спектра / Л. В. Шаргородская.  – Текст : непосредственный  // Дефектология . - 2021. - № 5. - С. 22-27.

Понимание социальных ситуаций детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) рассматривается как один из аспектов развития коммуникативного поведения аутичных детей. Приводятся качественные и количественные результаты экспериментального исследования младших школьников с РАС с применением теста Векслера WISC (субтест «Понятливость»). Показано, что несмотря на незначительную динамику количественных показателей, в содержании ответов аутичных детей наблюдались заметные качественные изменения, связанные как с коррекционным воздействием, так и с накоплением и осознанием личного социального опыта ребенком с РАС.

74.104

Ш 63

Шипилова, Лариса.

Развитие осязания и мелкой моторики посредством тактильных дидактических пособий / Л. Шипилова.  – Текст : непосредственный  // Школьный вестник. - 2021. - № 9. - С. 2-10.

В статье отмечена роль мелкой моторики и осязания в познании незрячими и слабовидящими детьми окружающего мира, описан опыт создания специального тактильного пособия, который используется на уроках технологии, социально-бытовой ориентировки, во внеурочной деятельности. Автор обращает внимает на принципы изготовления данного пособия. Также в качестве примера приводятся различные игры с тактильными комплектами.

74.5

Ш 65

Шишкова, Маргарита Игоревна.

Реализация принципа коммуникативной направленности в процессе изучения словарных слов школьниками с интеллектуальными нарушениями / М. И. Шишкова.  – Текст : непосредственный  // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2021. - № 1. - С. 26-34.

В статье рассматриваются возможности работы со словарными словами на уроках русского языка со школьниками, имеющими интеллектуальные нарушения. Предложены варианты заданий, показаны приемы работы, даны методические рекомендации, реализующие принцип коммуникативной направленности обучения русскому языку.

74

Ш 95

Шубина, Ксения Александровна.

Применение инновационных логопедических технологий в коррекции дизартрии  / К. А. Шубина.  – Текст : непосредственный  // Дошкольная педагогика. - 2021. - № 6. - С. 47-49.

В статье автор описывает технологии коррекционно-логопедической работы по устранению нарушения речи дошкольников с клиническим диагнозом "дизартрия": психосоматическая гимнастика и ритмика, сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика, биоэнергопластика.

 
 
Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам